Меню Содержимое
Главная arrow Словарь понятий arrow Выравнивание (Ausgleich)
Выравнивание (Ausgleich) Печать

Это понятие Шелер ввел в статье "Человек в эпоху выравнивания". «Если бы на вратах грядущей эпохи мировой истории я должен был бы написать название, котрое бы передавало всеохватывающую тенденцию этой эпохи, то, как мне кажется, ей подходило только одно – уравнивание» (Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 106). Далее Шелер пишет восторженные слова о преодолении расовых, культурных, социальных и классовых различий. Речь идет не только о социальном и политическом равенстве, а доступности благ, которые ранее считались роскошью. То, что другие критиковали как массовое общество, Шелер описывает как эпоху модерна, взявшего тренд на потребление и развлечения. Основная особенность современности состоит в том, что голод и нужда отступают в Европе на задний план. То, что ранее было доступно избранным, становится образом жизни масс. Так соединяются ранее противопоставляемые понятия элиты и массы. При этом происходит глубокая трансформация как высших классов, так и народа. Элита уже не является ни кровно-родственной, ни политической, ни интеллигентской. Не разделяет Шелер и идею сверхчеловека, которую он считает выросшей на  биологической почве. Она кажется ему несостоятельной по той причине, что развитие современного человека протекает относительно независимо от его телесной организации. Поэтому свои идею Шелер именует «всечеловеком», подразумевая возможность пластичного формирования духа в процессе образования. Под процесс «выравнивания» Шелер подводит Восток и Запад, социализм и фашизм, рационализацию экономики и освобождение чувственности. Он призывал покончить с аскезой и бедностью и начать «десублимацию», которую он понимал как освобождение от устаревших моральных норм и мировоззрения нищеты. В процесс уравнивания включили дети и женщины, молодые и старые. Все ранее угнетенные слои не просто добиваются равных прав, а стремятся наслаждаться жизнью, исходя из отпущенных им природой и обществом возможностей. К сожалению, эта оптимистическая модель мира оказалась утопией. Однако по прошествии мировых войн и окончании эпохи чрезвычайных ситуаций она вновь становится актуальной. Оценивая проект Шелера, можно отметить, что общую тенденцию он уловил верно, и предложил более емкую модель будущего мира, нежели американский вариант «общества благоденствия».

 

Б.В.Марков

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в. 

 
« Пред.   След. »