Меню Содержимое
Главная arrow Словарь понятий arrow Порядок любви (ordo amoris)
Порядок любви (ordo amoris) Печать

Под ordo amoris Шелер понимает эмоциональную структуру личности, в основе которой лежит набор ценностей, определяющих акты любви и ненависти.  Именно они, а не объекты определяют поведение и, в конечном счете, предназначение и судьбу человека. Предположение о существовании эмоционального априори, выдвинутое при анализе кантовской этики, Шелер углубил в своих последующих работах. Он использовал положение Гуссерля об интенциональности сознания для обоснования упорядоченности эмоций и чувств. Если Гуссерль ограничивался в основном эпистемологическими актами сознания, то Шелер полагал, что в мире не только понятий, но и чувств, нет произвола. Особенно ярко этот тезис раскрывается в статье "Ordo amoris". Опираясь на метафорическое высказывание Паскаля о порядке сердца, Шелер развивает теорию эмоций, которая была слабым местом как механистической психологии, так и рационалистической философии. Он связывает чувства не с познанием истины, а с переживанием ценностей. Душа или сердце есть микрокосм мира ценностей. Аксиология Шелера опирается на теологию и онтологию. Ценности зависят не от точки зрения субъекта, а от бытия, порядок которого составляют не только отношения истины, но и иерархия ценностей. Центральной ценностью является Бог.

 

Б.В.Марков

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в. 

 
« Пред.   След. »