Меню Содержимое
Образование Печать

 

Шелер различал знание и образование. Он понимал формирование личности, как образование породы, наподобие геологических процессов. «Образование, писал Шелер, - есть категория бытия, а не знания и переживания.» ( Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 21) Речь идет, конечно, не о материальной, а о духовной стороне жизни, о формировании внутреннего микрокосма, как упорядоченной композиции ценностей, идей и сущностей. Этот микрокосм формируется в великих людях, каждый из которых несет в себе целый мир. При этом  образование не имеет ничего общего с самовлюбленной направленностью на собственное совершенствование. «Человек, - писал Шелер, - не есть произведение искусства» (Там же. С. 32) В процесе образования, который Шелер определяет как деификацию, он теряет себя как индивида и становится личностью, соратником божества. Такая личность-образец обретает подлинную свободу и реализует свое предназначение. В итоге Шелер дает такое определение: «Образовательное знание – это приобретенное на одном или немногих хороших, точных образцах и включенное  в систему сущностного знания, которое стало формой и правилом схватывания, «категорией» всех случайных фактов будущего опыта.» (Там же. С. 37) Такое знание не просто приобщение к культуре, а содействие становлению бытия. Оно является «спасительным», ибо обеспечивает нашу причастность мировому целому.

 

Б.В. Марков

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в. 

 
« Пред.   След. »