Меню Содержимое
Главная arrow Публикации arrow Дорофеев Д.Ю. От «Между народного общества Макса Шелера» к «Российскому обществу Макса Шелера»
Дорофеев Д.Ю. От «Между народного общества Макса Шелера» к «Российскому обществу Макса Шелера» Печать

От «Международного общества Макса Шелера» к «Российскому обществу Макса Шелера»      [1]           

Международное шелеровское общество(Max-Scheler-Gesellschaft) проводит свои научные заседания раз в два года, выбирая каждый раз новую тему для обсуждения и новое место для проведения таких встреч. Начало таким  мероприятиям положил международный коллоквиум в 1993 году, в университете Кельна, города, очень тесно связанного с научной биографией Макса Шелера(он был в нем с 1919 года профессором философии), на тему «Человек в мире уравнивания»; в том же году материалы его работы были изданы в серии Phanomenologische Forschungen(том 28\29) под названием «Изучение философии Макса Шелера» в уважаемом в научном мире издательстве Verlag Кarl Alber Freiburg\ Munchen.

            В 2007 году формат заседания был несколько необычным. Дело в том, что в Дрездене, точнее – в Техническом университете Дрездена(недавно отпраздновавшего свое 175-летие), была организована совместная работа конференции двумя научными обществами: собственно Max-Scheler-Gesellschaft и Helmuth-Plessner-Gesellschaft. Это определило и тему: «Что есть человек? Констелляции философской антропологии между Максом Шелером и Гельмутом Плеснером». Тема не является искусственной, учитывая, что оба философа принадлежали к одной школе философской антропологии, а Плеснер, признавая себя учеником Шелера, выпустил свою главную работу «Ступени органического и человек» в том же 1928 году, когда появилась и главная философско-антропологическая работа Шелера «Положение человека в космосе».

            Работа конференции была запланирована на 4 дня, с 30 мая по 2 июня. На заседания приехали многие постоянные члены шелеровского общества и не только – в основном, конечно, из разных городов Германии: проф. В. Хенкманн(Мюнхен), проф. М. Габель(Эрфурт), проф. Э.Орт(Триер), проф. У. Мели, директор гуссерлевского архива в Левене, проф. П. Крюгер, президент плеснеровского общества(Потсдам), проф. П. Линдманн(Берлин),  университетский доцент. Х. Зерр(который хотя и «приписан» к пражскому университету, но постоянно читает лекции по всей Европе), доктор философии Йохим Фишер(Дрезден) и другие. К сожалению, по разным причинам не смогли в этот раз приехать такие уважаемые исследователи философии, философской антропологии и  феноменологии Шелера, как бывший многолетний президент шелеровского общества проф. М. Фрингс и проф. Х. Леонарди. Зато приехали с докладами итальянские философы Дж. Маттуччи и Бр. Аккорини из Болоньи и Флоренции, проф. Е. Келли из Нью-Йорка, проф. М. Креспо из Чили; я был немало удивлен, встретив даже философа из Венесуэлы.

            Во время этих четырех дней погода в Дрездене не была слишком жаркой, а потому работа в аудитории проходила в нормальных условиях, хотя нужно понимать, что она все же требовала определенных усилий – ведь, начинаясь в 9.30. заседания в первой части проходили до 12.30., когда успевали выступить не менее трех лекторов, после чего наступал обеденный перерыв(впрочем, на 5-10 минут перерыв был после каждого выступления), и с 2 часов пополудни до 6 была вторая части. Впрочем, обсуждения докладов  и перспективы возможных совместных проектов обсуждались и после, в неформальной обстановке кафе и ресторанов. Каждый день  в аудитории присутствовало не менее 50 человек, в том числе студенты и аспиранты, которые также активно и абсолютно свободно принимали участие в послелекционном обсуждении, задавая вопросы и делая свои реплики. Например, я заметил как рядом со мной сидел немецкий студент с томиком  Маркса и Энгельса, на котором он делал свои пометки.

            Немецкие профессора отличаются особой педантичностью при подготовке к конференциям с заданной темой. Их выступления всегда точно соответствуют заявленной тематике, и подобная конкретная определенность есть одно из конституирующих оснований смысловой направленности немецкой мысли в целом. Поэтому и речи их, за редким исключением, не обладают той живой непосредственностью потока сознания, которая часто встречается в России – они практически во всем объеме, от начала до конца, читаются по написанному. Так было и на это раз. Безусловно, такой способ передачи содержания имеет и свой большой плюс в виде ясности и четкости изложения, но все же на определенном этапе лично я почувствовал некоторое утомления от устного восприятия материала, созданного в письменной форме.

            Работа конференции включала  вступительные и заключительные выступления соответственно проф. Э.Орта(«От субъекта к Личности. Пути Шелера и Плеснера») и проф. К. Рехберга(«Насколько работы Арнольда Гелена последовательно продолжают проект философской антропологии?») и  была разделена на пять секций во главе со своим ведущим, «модератором». Первая секция называлась «Философские констелляции и основоположения». На ней выступили: проф. Дж. Маттуччи(«Положения Шелера и Плеснера о картезианстве»); доктор философии Ферран(«Функция реалистической феноменологии Шелера и Плеснера»); доктор философии Е. Энгелен(«Что такое «эмоциональный человек» Шелера?»). Вторая секция называлась «Философия жизненности и философская антропология». На ней выступили: проф. В. Хенкманн(«Развитие шелеровских антропологических взглядов»); проф. Х.Крюгер(«Понятие «духа» у Шелера и  «эксцентричности» у Плеснера»); проф. М. Габель(«Антропологический принцип. Согласие Шелера с Плеснером»). Третья секция носила  название «Интерсубъективность, социальная философия и социология». На ней выступили с докладами: доктор философии М. Шлосбергер(«Общность и различие теории интерсубъективности Шелера и Плеснера»); проф. П. Линдеманн(«Проблема Другого. Родство социальных теории Шелера и Плеснера»); проф. К.Лихтблау(«Социальная философия и социология Шелера и Плеснера»). Четвертая секция носила название « Философия Духа и теория современности». На ней выступили: проф. У.Мелле(«Назад в будущее. Неопримитивистская антропология как ответ на кризис цивилизации»); HD DC. Х.Бермс(«Открытость миру и интеграция. Этическое значение антропологии»);  университетский доцент Х.Зепп(«Личность из Ничто. Шелер и Плеснер о эксцентричности»). Пятая секция имела название «Современные констелляции в свете философской антропологии». На ней выступили: доктор философии Й. Фишер(«Философская антропология. Современный диагностический потенциал Шелера и Плеснера»); доктор философии Т. Рольф(«Гиперрепрезентация. Феноменология времени как вызов философской антропологии»).

Также 1 июня состоялись заседания Max-Scheler-Gesellschaft и Helmuth-Plessner-Gesellsaft. Как член международного шелеровского общества я присутствовал на его заседании(на котором обсуждались текущие вопросы, но главное был выбран новый президент общества: вместо проф. Леонарди или стал проф. Э.Орт) и рассказал о развитии философской антропологии в России; организованном «Российском обществе Макса Шелера»; продолжающейся сейчас мной работе над изданием в 2008 году исследовательски-аналитического сборника статей международных и отечественных авторов о разных аспектах философии Макса Шелера; планирующейся на 16 ноября 2007 года секции «Философия и философская антропология Макса Шелера» внутри традиционных «Дней петербургской философии»; возможности совместных научно-исследовательских проектов и конференций – в частности, на базе Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Хочется думать, что заложенные на этой встрече семена дадут свои всходы, полезные как для российских философов, так и для их европейских коллег.    

Особенно продуктивные перспективы открываются здесь в области философско-антропологических исследований. Действительно, философская антропология была последним из многочисленных – и самым значительным – проектом Макса Шелера, проектом, который, несмотря на фундаментальные трудности в своем осуществлении – а, может быть, именно благодаря им – продолжает быть наиболее насущным для современной философии. Более того, само конкретное понимание Шелером контуров философской антропологии, возможно, не столь сейчас и актуально – в отличии от принципиального вопроса о ее месте и форме в системе философской мысли. Без того или иного ответа на этот вопрос, думается, невозможно дальнейшее развития философии, невозможно понимание отдельным мыслителем чего-то очень важного и основополагающего.  

Подобные размышления о месте и роли философской антропологии в современном философском ландшафте были той причиной, которая подвигла несколько лет назад говорить в Петербурге о уместности организации «Российского общества Макса Шелера». Особенно характерно, что разговоры эти концентрировались вокруг кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского государственного университета – первой университетской кафедры такого профиля в России, организованной в 1994 году. Эта кафедра и так уже довольно давно проводит в рамках «Дней петербургской философии» конференции по разнообразной тематике философской антропологии, а с недавнего времени ее заведующий, проф. Б.В. Марков, и автор настоящей статьи, стали проводить круглые столы на тему взаимосвязи философской антропологии Шелера и современной философской антропологией. На призыв участвовать в таких научных коллоквиумах откликнулись не только заинтересованные ученые из двух столиц, но и из других городов России – Волгограда, Петрозаводска и др. Крайне важно обладать возможностью слушать коллег не только из привычной среды, но и из других топосов  научной жизни – наличие такой возможности позволяет не только освежить свое собственное восприятие, но и просто не переставать учиться слышать не только себя, но и другого. Это было еще одним важным доводом в пользу появления шелеровского общества, которое позволило бы объединить и активизировать философско-антропологический интерес благодаря фигуре Макса Шелера. Двумя сопредседателями «Российского общества Макса Шелера» стали проф. Б.В. Марков и автор данной статьи, доц. Д.Ю. Дорофеев , а в члены его оргкомитета входят такие философы, как проф. Губин, проф. Омельченко(Волгоград), во втором номере 2007 года Вестника РФО была уже опубликована программа «Российского общества Макса Шелера».

Не менее важным моментом явилось стремление активизировать связи с европейскими коллегами из международного общества Макса Шелера Max-Scheler-Gesellschaft. Именно на это направлены мои посещения  заседаний этого общества, в частности последняя поездка в Дрезден. Впервые автор этой статьи побывал на нем два года назад в Триере, когда, став членом этого общества и рассказав о инициативах российских коллег, получил благожелательный отзыв на них таких видных европейских философов, специализирующихся в области изучения Шелера, как профессор Фрингс, Хенкманн, Габель и др. Честно надо признать, что влиятельность этого общества в Европе в силу разных причин ограничена; не исключено, что связано это с проблематичностью фундаментального развертывания в настоящее время философско-антропологической проблематики, в полной мере соответствующей назревшему уровню современного осмысления темы бытия человека в мире и являющегося достойной альтернативой Хайдеггеру и французским мыслителям. Однако, такие встречи, на которые для проведения дискуссий съезжаются философы не только из разных стран Европы, но и всего мира, могут выполнять функцию формирования такого фундамента, на котором через какое-то время может быть построено здание нового видения человека, открывающего новые плодотворные перспективы развития всей философии. Именно об этом я говорил в конце мая – начале июня 2007 г. в Дрездене на очередном заседании Международного шелеровского общества с коллегами – например, с Хансом Зеппом, известным европейским феноменологом, который особо заинтересован в сотрудничестве с российскими философами.

Именно в этом, устремленном в будущее, к новым возможностям философии и философской антропологии, контексте и следует воспринимать основную стратегическую линию «Российского общества Макса Шелера», которое задумывалось не столько как объединение «шелероведов» и форпост «шелероведения», понимаемого в узком историко-философском смысле, сколько как генератор новых продуктивных философских идей, актуализирующихся современно рассматриваемой проблемой человеческого бытия. Собственно, в этом и видят смысл создания этого общества два его сопредседателя, проф. Б.В. Марков и доц. Д.Ю. Дорофеев, и об этом же было заявлено 2 мая 2007 на заседании Санкт-Петербургского философского общества, при котором тогда и было зарегистрировано шелеровское общества. Хотелось бы, чтобы наша инициатива претворились в жизнь и вызвала реальный отклик, не сведясь к красивым заявлениям и обещаниям.

На очередных «Днях петербургской философии», которые пройдут 15-17 ноября 2007 года, будет отдельная секция, посвященная философии и философской антропологии Макса Шелера, на которой также, 16 ноября,  будет и презентация «Российского общества Макса Шелера»; сейчас мной продолжает готовится к печати сборник исследовательских статей как международных, так и отечественных авторов, посвященных анализу самых разных сторон шелеровской философии, но объединенных темой положения человека в мире, современном мире – его публикация намечена в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета на 2008 год; наконец, с середины мая  функционирует сайт общества по адресу www. max-scheler.spb. ru(там же есть и его электронная почта: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script , куда каждый может прислать свои предложения, заявки, отзывы, анонсы и т.д.), который только начинает свою работу, находясь в процессе постоянного оформления, дополнения и развития – на нем вы уже сейчас сможете найти более подробную информацию о программе «Российского общества Макса Шелера», о членах его оргкомитета, биографию Шелера, новости и др. Хочется надеяться, что подобная деятельность не останется без внимания российского философского сообщества, особенно той его части, которую напрямую затрагивают проблемы перспектив развития современной философии, философской антропологии и осмысления в этом горизонте продуктивных идей Макса Шелера. Поэтому я приглашаю всех заинтересованных философов к участию в секции «Дней петербургской философии» «Философия и философская антропология Макса Шелера»; к работе над первым систематическим сборником аналитических статей, посвященных Шелеру и философской антропологии в целом; просто к участию в работе нашего сайта www.max-scheler.spb.ru

 

Д.Ю. Дорофеев, сопредседатель «Российского общества Макса Шелера», кандидат философских наук, доцент каф. философии Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

 

Напечатано в: Вестнике Российского Философского Общества, 2007, №4, С. 175-176 под названием «Общество Макса Шелера»; здесь статья представлена под своим оригинальным названием.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в.

 

 

 
« Пред.   След. »