Меню Содержимое
Главная arrow Словарь понятий arrow Время (абсолютное, относительное, надвременность)
Время (абсолютное, относительное, надвременность) Печать

Время занимает центральное место в общем контуре поздней метафизики и философской антропологии Макса Шелера, и это при том, что немецкий философ не считается «философом времени», наподобие Бергсона или Хайдеггера. Этот парадокс объясняется как тем, что Шелер так и не успел закончить свои труды «Метафизика» и «Философская антропология», в которых временная проблематика должна была быть представлена во всей своей значительности, так и тем, что у него проблема времени рассматривается в непосредственной взаимосоотнесенности с проблемой вечного и надвременного Духа(что, возможно, было напрямую определено пониманием взаимосвязи времени и вечности в «Исповеди» Августина – одного из наиболее авторитетных и значимых для Шелера мыслителей). Напомню, что в концепции позднего Шелера Дух, наряду с Жизнью, или жизненным порывом(Lebensdrang), является атрибутом становящегося Бога. Божественное становление является процессом, но  сам  этот процесс, непосредственно развертывающийся в человеке, характеризуется как вневременной (zeitlos) или надвременной (uberzetlich) и при этом он не противоположен, но связан со временем.    Таким образом, деятельность Духа признается длительной, но это не временная длительность Бергсона, duree, а надвременная, с одной стороны, независимая от временности, а с другой – с ней соотнесенная, поскольку она, во-первых, ее полагает; во-вторых, в ней манифестирует себя; в третьих, может развертывать себя только через причастность жизненному порыву, с его имманентной текучестью. Для Шелера была крайне важно показать, что бытие не сводится к временности, а, наоборот, сущность временности (и историчности) является сверхвременной, но при этом и не дуально противоположной ему в качестве абсолютной актуальности и неподвижной статичности; поэтому концепцию временности в «Бытии и времени» Хайдеггера он в своих заметках критиковал именно за абсолютизацию относительной темпоральности жизни. Жизненный процесс характеризуется Шелером как «относительное время» (relative Zeit), как время исчислимое, или измеримое(английское clock-time), но сам он понимался лишь как способ манифестирования «абсолютного времени»(absolute Zeit), в котором становление имеет не временной, а надвременной, не объективированный и связанный с вечностью характер. Такое понимание во многом определяет философско-антропологическую концепцию человеческой личности Шелера в противоположность хайдеггеровскому Dasein: если последнее предстает как безосновно самополагающая временность, то первая не сводится к временности, а своими корнями уходит в суверенное сверхвременное, тот «надвременной духовный субъект»(uberzeitlichen des geistigen Subjekts), обретение и раскрытие которого и формирует, как говорится в эссе «Философское мировоззрение»,  личность как «уникальную самоконцентрацию единого бесконечного духа».  То, что актуализируется и манифестируется в жизненном потоке относительного времени(которому человек также причастен)  является не временным, а надвременным, не относительным, а абсолютным, не витальным, а духовным, а значит, по выражению Шелера, «не человек существует во времени, а время в человеке». Таким образом,  «философия времени» Шелера стоит на оригинальном синтезе представлений философии жизни, философской антропологии и метафизики с преобладающим влиянием последней.

 

Дорофеев Д.Ю.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в. 

 
« Пред.   След. »