Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Багдасарян Л.Ш. Макс Шелер и Эдмунд Гуссерль: интуиция в феномено логической трактовке
Багдасарян Л.Ш. Макс Шелер и Эдмунд Гуссерль: интуиция в феномено логической трактовке Печать

Багдасарян Л.Ш. (Ставропольский государственный университет)

Макс Шелер и Эдмунд Гуссерль: интуиция в феноменологической трактовке

Интуиция как способ постижения абсолютного бытия занимает важнейшее место в философии как Макса Шелера, так и Эдмунда Гуссерля. Однако если интуиция у Э. Гуссерля – способность познания объективных истин, носящая интеллектуальный характер, то у М. Шелера интуиция относится скорее к духовной сфере, чем к сфере разума.

По Э. Гуссерлю с помощью интуиции осуществляется акт предметного конструирования. В упрощенном виде он состоит в проведении феноменологической редукции, включающей несколько этапов редукции; а также полагает последующий интенциональный акт – связывание акта полагания и нередуцируемого остатка предметности. Согласно Э. Гуссерлю объективное единство знания, иначе истины чистой логики достигаются в акте предметного конструирования посредством интуиции.

Способом интуитивного постижения у М. Шелера, как и у Э. Гуссерля, является феноменологическая редукция, однако не как способ приобщения к истинам чистой логики, а как способ дереализации, выхода из реальности и постижения всеобщей экзистенциональной сопричастности с помощью любви.

М. Шелер признает двойственность мира, наличие мира предметного и трансцендентного. Трансцендентный мир – мир ценностей, который может быть реализован в мире явлений. Однако, отталкиваясь от предметного мира невозможно постижение сущности ценностей, также как с помощью логического мышления. М. Шелер противопоставляет в человеке разумное и чувственное начала. Чувственное трактуется через понятие «эмоционального априори», которое позволяет восходить к сущности ценностей. Человек – прежде всего существо любящее. Любовь является причиной стремления к познанию и становления человека как личности. Любовь позволяет стать причастным Богу, и одновременно является самораскрытием Бога в человеке. Акты любви – акты эмоциональной интуиции, раскрывающие подлинное бытие. Способность трансцендирования, интуитивного постижения является сущностью духа человека. Поэтому интуиция у М. Шелера является духовной.

В отличие от Э. Гуссерля, М. Шелер допускает, что феноменологический опыт может носить субъективный характер. Поскольку каждая личность – некая неповторимая целостность, выражение полноты бытия, может существовать субъективно значимая истина, которая, однако, в конечном счете, носит объективный характер.

В вопросе о соотношении философии и науки М. Шелер, как и Э. Гуссерль, считал, что философия или феноменология призвана обобщить конкретное научное знание и обеспечить завершение построения системы истинного знания. При этом феноменологическое знание априорно и постигается через интуицию.

Таким образом, для феноменологии трансцендентный мир предстает как совокупность феноменов, схватываемых в акте интуиции. У Э. Гуссерля интуиция носит рациональный характер. М. Шелер же, основываясь на рациональной феноменологии Э. Гуссерля, придал новое значение эмоциональной и чувственной составляющей личности, в том числе духовной интуиции.

 
« Пред.   След. »