Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Голубева Л.Н. Макс Шелер о бытийственности человека
Голубева Л.Н. Макс Шелер о бытийственности человека Печать

Голубева Л.Н. (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина)

Макс Шелер о бытийственности человека

В советской историкографии было принято относить Макса Шелера (1874-1928) к философам-персоналистам иррационалистического толка, чье учение «о царстве абсолютных ценностей сильно связывает его с традиционной философией сущностей». Считалось, что творчество Макса Шелера не представляет интереса, ибо является «антинаучным решением, как проблемы человека, так и прочих философских проблем». Однако и в советское время появлялись серьезные исследования, посвященные творчеству Макса Шелера. Следует выделить работы Ларисы Алексеевны Чухиной, доктора философских наук, профессора (Рига, Латвия). В своих работах она обосновывала значимость и оригинальность вклада Макса Шелера в мировую философию. Л.А. Чухина писала в 1980 г.: «Антропологические построения этого мыслителя (М. Шелера. - Л. Г.), который реагировал на события эпохи со всей силой своего темперамента, аккумулируют в себе тревожное осознание проблематичности, неясности положения человека, трагическое ощущение его неустойчивости и неустроенности в мире, неразрешимости коренных человеческих проблем» [8,70]. В самом деле, Макс Шелер, ученик Гуссерля, основоположник методов прикладной феноменологии не мог не заметить у своих современников дрейф сознания в область маргинального краевого существования, когда Центр - Разум и Периферия - Подсознание как бы смешиваются друг с другом и человек теряет точку опоры. Именно переходные эпохи и порождают дрейф сознания - человек начала XX века в силу неразвитости бюрократии с утонченным формализмом в решении социальных вопросов, еще не стал "винтиком" гигантской мегамашины - общества. От взора человека ускользало главное - он сам, его сущность.

Художники-модернисты четко обозначили парадоксальность бытийственности человека, когда нигилизм интеллекта, превращающего все в фикцию, стирает вехи становления личности в человеке, когда исчезает движение к идеалу, а сознание предстает как чужая бесконечность абсолюта. Макс Шелер попытался разработать более оптимистическую философему человека предполагающую: сохранность личностного «Я» и возможность самоидентификации в «потоке жизни». Как ученик Гуссерля, он понимал, к чему ведет интенциональность сознания – к исчезновению субъекта.

В первый период своего творчества М. Шелер трактовал человека как переходное существо, между животным и Богом и возвышение человека над стихией порывов объясняет «прорывом» Божественной Благодати. Но Шелер осознавал противоположность духа и жизни - эволюция его взглядов происходила в движении от теистического персонализма к пантеистической метафизике Духа - онтологического и аксиологического принципа бытия человека, заключающегося в противостоянии всем формам телесно - витального и естественно-природного существования. Соответственно, меняются акценты, идея человека теряет теологическую фундированность из идеи Бога. Шелер понимает, что высшие идеи бессильны в самостроительстве личности. Дух должен возникать на энергетических запасах психовитальной системы, быть своего рода «сублимацией» порывов (drang). Но сублимация, по призванию Шелера, - таинственная алхимия, которая желала «получить золото высших проявлений личности из свинца сексуальных и агрессивных влечений».

Данное замечание свидетельствует о понимании М.Шелером не возможности объяснения наличия неких «токов», идущих снизу вверх, преобразующих порыв в дух в рамках психовитальной системы отдельного индивида. С тем, чтобы снять это противоречие, Шелер вводит в космологическую эволюцию МИРОВУЮ ИСТОРИЮ, и, соответственно, импульсом для индивида выступают иррациональные формы «созерцания прафеноменов и сущностей» человека как представителя Рода. Это - свобода как антитеза духовного рабства, идея экзистенциальной самостоятельности.

Данное положение в контексте постмодернистской трактовки мирового процесса (смены истории на постисторию - простую темпораль-ность), на первый взгляд, делает учение М.Шелера мемориальным учением. Но все же следует отдать должное великому немецкому мыслителю за раскрытие тайны бытийственности человека. Это - борьба Духа и демонов порыва. М.Шелер верил в то, что Дух неистребим, ибо человек - аскет жизни и вечный протестант в отношении потока жизни.

В этом плане идеи М. Шелера противостоят поотмодернистской трактовке человека исключительно как «машины желания» - простой, анонимной и номадической сингулярности, пробегающей как по человеку, так и по растениям, животным.

 
« Пред.   След. »