Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Гусева О.Ю. Априорная данность «святого» в концепциях М.Шелера и Р.Отто
Гусева О.Ю. Априорная данность «святого» в концепциях М.Шелера и Р.Отто Печать

1. Модель человека, выработанная философской антропологией, где сущностное основание составляет дух, позволяет по-особому взглянуть и на проблему ценностей. Определенная модель человека как бы задает и определенный горизонт видения проблемы: характеризуют ли ценности лишь мир культуры или они имеют также бытие в мире живого, природы; релятивны ли они и каждый раз наполняются новым и иным конкретно-историческим содержанием или имеют абсолютное содержание? Строение актов, ведущих к акту идеации, который является сущностной характеристикой духа в его постижении мира, связан с такими характеристиками сознания как интециональность и редукция, которые были разработаны в рамках феноменологии. Шелер выдвигает следующую установку: «Прежняя философия идей, господствовавшая со времен Августина, допускала ‘ideae ante res’, ‘предвидение и план творения еще’ до действительного бытия мира. Но идеи существуют не до вещей, не в них и не после них, но вместе с ними и производятся лишь в акте постоянной реализации мира (creatio continua), в вечном духе. Поэтому и наше соучастие в этих актах, поскольку мы мыслим ‘идеи’, не есть простое отыскание или открытие уже независимого от нас сущего и бывшего, но истинное со-порождение идей и сопровождающих вечную любовь ценностей из первоистока самих вещей» 1. Таким образом, реализация, исполнение, осуществление духовных актов становится условием бытия той или иной ценности.

2. Шелер выступает против отождествления содержания априорного только с рациональным (Кант), он вводит понятие эмоционального априори, обосновывает его статус и сущности, утверждает тезис о том, что вся духовная жизнь человека, а не только мышление и его формы, обладает специфическим априорным содержанием. Формулирует основание для оригинального подхода к проблеме ценностей. Утверждается возможность существования наряду с чистой логикой чистого учения о ценностях, утверждается существование с необходимостью априоризма эмоциональной сферы. Априорные эмоциональные данности человеческого духа – любовь и ненависть – в акте соприкосновения с миром (согласно феноменологической методологии Шелера) обнаруживают бытие ценностей.

3. Святое – абсолютная ценность, находящаяся на вершине иерархии ценностей. Святому как ценности соответствуют неустранимые эмоциональные корреляты – «блаженства» и «отчаяния», которые служат мерой близости святого. Святое относит к «духовным ценностям», которые возвышаются над уровнем ценностей «приятного» и «неприятного» и уровнем ценностей «витального чувства». Святое иерархически выше, поскольку как ценность оно имеет самое непосредственное отношение к любви, сущностному началу личности.

4. Таким образом, установка Шелера предполагает раскрытие ценности (и высшей ценности – святого – также) в интециональном акте. Только наличие созерцающего субъекта выявляет бытие Святого, оно обнаруживается в акте оценки. Но, кроме того, ценностная сторона бытия человека является фундаментальной, поскольку неразрывно связана с самой сущностью человека как существа духовного. 5. По мнению Р. Отто в глубинных основаниях человеческой души находятся априорные, иррациональные моменты категории «святое». Религиозное стремление человека изначально находится в сознании в потенции. Актуализация «нуминозного» происходит «не от и не без мировых и чувственных данностей и опытов, а в них и между ними» 2. Внешний мир – раздражитель самостоятельно существующего в душе религиозного стремления, которое актуализируется через взаимодействие с внешним миром и уясняется человеком.

6. «Святое» одновременно рассматривается Р. Отто как чистая априорная категория, моментами которой выступают ее рациональные и иррациональные составные части. При этом утверждается априорность, как тех, так и других. Р. Отто критикует сенсуалистские и эволюционистские теории, полагая, что понятие «Святого» независимо от всякого восприятия и заложено в «чистом разуме».

7. Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизация категории святого — плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность — первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная сущность святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое содержание в «идеограммах» — «чистых символах», выражающих нуминозную настроенность духа 3. Детерминантой нуминозного выступает наличие в нем тайны. И в соответствии с этим выстраивается «основная схема выявления религиозного опыта, раскрытия в «предчувствиях», «вчувствованиях» и «послечувствиях» присутствия скрытой за напластованиями тайны» 4.

8. Святое как таковое находится в человеческом сознании или оно объективная данность? М. Шелер, как и Р. Отто, дают однозначный ответ, что бытие человека таково, что он неизбежно в своем духовном опыте обнаруживает святость, интенция к которой заложена в нем изначально. Таким образом, святого проявляется при соприкосновении с миром. М. Хайдеггер полагал: «Святое решает изначально относительно людей и относительно богов, существуют ли они, и кто они, и как они существуют, и когда они существуют» 5. Таким образом, можно обнаружить, что человек как «особое сущее» (открывающее бытие) изначально предрасположен к столкновению с тайным, «сокрытым», «святым», откуда все берет свое существования. «Святое» у Хайдеггера – это сфера, которая задает «цельность» людей и богов, «спасает», «исцеляет» людей (т. е., делает их «целыми»). Святое – это, что обнаруживает человек в своем опыте (опыте в широком смысле слова, т.е. целостном существовании) и что ищет человек для обоснования своего существования.  

Примечания
1. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 272.
2. Отто Р. Святое. // Религиоведение. 2003. № 1. С. 117.
3. Пылаев М. А. Феноменология религии Р. Отто. М., 2000. С. 25.
4. Отто Р. Святое. // Религиоведение. 2003. № 1. С. 115-116.
5. Хайдеггер. М. Пояснения к поэзии Гельдерлина. СПб., 2003. С. 76.

 
« Пред.   След. »