Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Кускова С.М. Классификация философских идей о человеке
Кускова С.М. Классификация философских идей о человеке Печать

Кускова С.М. (Электростальский филиал Российского государственного социального университета)

Классификация философских идей о человеке

В работе «Человек и история» М. Шелер выделяет пять основных линий истории понимания человеком собственной сущности. Это религиозная, идеалистическая (homo sapiens), натуралистическая (homo faber), декадентская и сверхчеловеческая. Предложенная классификация кажется неполной, поскольку ее основание Шелер не указывает явно. Но его подход к созданию антропологии как строгой науки требует обоснования, почему именно такие концепции человека возможны.

С каждой антропологической моделью связана специфическая онтология. Шелер различает так-бытие вещей, которое может быть в уме и вне ума, и наличное бытие вещей, которое всегда вне ума. Так-бытие можно понимать как определенную некоторым из возможных способов сущность, а наличное бытие как существование одним из многих способов. Последнее «никогда не следует из Логоса с необходимостью, а положено динамически. Лишь вопрос, имеет ли нечто, определенное в качестве так-бытия, также и наличное бытие, соответственно, что оно есть уже как реально данное, решают закономерные взаимосвязи, в которые включено это нечто» (с. 55-56). Существовать – значит включаться в систему динамических связей между вещами, которая всегда вне сознания.

Отношение к так-бытию – интеллектуальное, сознательное, обусловленное схватыванием сущности.

Отношение к наличному бытию – досознательное. «Ибо наличное бытие предметов… непосредственно дано только волевому и связанному с влечениями отношению в качестве наличного бытия противостоящих субъектов действия, а не какому-либо «знанию»» (с. 55).

Отсюда в человеческом существовании выделяются два измерения: так-бытие и наличное бытие, создающие две проекции человека: мыслящее существо и живое существо. Главное бытийное отношение для мыслящего существа – это знание. Шелер выделяет три вида: знание ради господства, сущностное знание и знание ради спасения. Вид знания служит основанием классификации представлений о человеке как о мыслящем существе. Получатся технократическая, идеациональная и религиозная концепции, утверждающие соответствующие идеалы гуманизма. Вопрос о смысле жизни человека может быть поставлен только в отношении его как мыслящего существа, потому гуманистические принципы могут определять так-бытие, но не наличное бытие человека.

Второе измерение человека – живое существо. Оно может занимать высокое, среднее и низкое положение в биологической иерархии. В зависимости от того, помещаем ли человека на вершину жизни, рассматриваем его наряду с другими животными или считаем тупиком эволюции, выделим три концепции человека как живого существа. Сверхчеловеческую, позитивистскую и регрессивную. Если человек – живое мыслящее существо, то исходя из логики Шелера, должно существовать 9 направлений антропологии, как можно представить в таблице.

Измерения человекаЗнание ради господстваСущностное знаниеЗнание ради спасения
Вершина жизни5 1
Животный вид32 
Тупик жизни4  

Шелер назвал пять наиболее отчетливых понятий человека, которые под соответствующими номерами помещены в таблицу. Он показал, что в самых древних концепциях 1 и 2 граница между человеком и животным считается абсолютной. Ее можно понимать как границу между инструментальным и сущностным знанием. Она существенна для мыслящего, но не существенна для живого существа. Концепции, не описанные немецким философом, попадут в какую-либо незаполненную ячейку. Например, homo economicus не представляет особого типа, а только разновидность натуралистического технократического человека, потому будет отнесен к типу 3. Теории, усматривающие сущность человека в символической деятельности, заполнят графу верхнюю, среднюю слева; а радикальные мистические идеи – нижнюю правую графу.

Границы между реальными историческими концепциями человека не четки, однако данная классификация соответствует общей антропологической установке Шелера и является исчерпывающей.

 
« Пред.   След. »