Меню Содержимое
Главная arrow Конференции arrow 2007 - Констелляции философской антропологии между Шелером и Плеснером
2007 - Констелляции философской антропологии между Шелером и Плеснером Печать
Отчет Д.Ю. Дорофеева об участии в работе конференции "Констелляции философской антропологии между Максом Шелером и Гельмутом Плеснером" и заседании Max-Scheler-Gesellschaft в Дрездене 30 мая-2 июня 2007 года

Международное шелеровское общество(Max-Scheler-Gesellschaft) проводит свои научные заседания раз в два года, выбирая каждый раз новую тему для обсуждения и новое место для проведения таких встреч. Начало таким мероприятиям положил международный коллоквиум в 1993 году, в университете Кельна, города, очень тесно связанного с научной биографией Макса Шелера(он был в нем с 1919 года профессором философии), на тему «Человек в мире уравнивания»; в том же году материалы его работы были изданы в серии Phanomenologische Forschungen(том 28\29) под названием «Изучение философии Макса Шелера» в уважаемом в научном мире издательстве Verlag Кarl Alber Freiburg\ Munchen.

В 2007 году формат заседания был несколько необычным. Дело в том, что в Дрездене, точнее – в Техническом университете Дрездена(недавно отпраздновавшего свое 175-летие), была организована совместная работа конференции двумя научными обществами: собственно Max-Scheler-Gesellschaft и Helmuth-Plessner-Gesellschaft. Это определило и тему: «Что есть человек? Констелляции философской антропологии между Максом Шелером и Гельмутом Плеснером». Тема не является искусственной, учитывая, что оба философа принадлежали к одной школе философской антропологии, а Плеснер, признавая себя учеником Шелера, выпустил свою главную работу «Ступени органического и человек» в том же 1928 году, когда появилась и главная философско-антропологическая работа Шелера «Положение человека в космосе».

Работа конференции была запланирована на 4 дня, с 30 мая по 2 июня. На заседания приехали многие постоянные члены шелеровского общества и не только – в основном, конечно, из разных городов Германии: проф. В. Хенкманн(Мюнхен), проф. М. Габель(Эрфурт), проф. Э.Орт(Триер), проф. У. Мели, директор гуссерлевского архива в Левене, проф. П. Крюгер, президент плеснеровского общества(Потсдам), проф. П. Линдманн(Берлин), Univ.-Doz.Dc. Х. Зерр(который хотя и «приписан» к пражскому университету, но постоянно читает лекции по всей Европе), Dc. Йохим Фишер(Дрезден) и другие. К сожалению, по разным причинам не смогли в этот раз приехать такие уважаемые исследователи философии, философской антропологии и феноменологии Шелера, как бывший многолетний президент шелеровского общества проф. М. Фрингс и проф. Х. Леонарди. Зато приехали с докладами итальянские философы Дж. Маттуччи и Бр. Аккорини из Болоньи и Флоренции, проф. Е. Келли из Нью-Йорка, проф. М. Креспо из Чили; я был немало удивлен, встретив даже философа из Венесуэлы.

Во время этих четырех дней погода в Дрездене не была слишком жаркой, а потому работа в аудитории проходила в нормальных условиях, хотя нужно понимать, что она все же требовала определенных усилий – ведь, начинаясь в 9.30. заседания в первой части проходили до 12.30., когда успевали выступить не менее трех лекторов, после чего наступал обеденный перерыв(впрочем, на 5-10 минут перерыв был после каждого выступления), и с 2 часов пополудни до 6 была вторая части. Впрочем, обсуждения докладов и перспективы возможных совместных проектов обсуждались и после, в неформальной обстановке кафе и ресторанов. Каждый день в аудитории присутствовало не менее 50 человек, в том числе студенты и аспиранты, которые также активно и абсолютно свободно принимали участие в послелекционном обсуждении, задавая вопросы и делая свои реплики. Например, я заметил как рядом со мной сидел немецкий студент с томиком Маркса и Энгельса, на котором он делал свои пометки.

Немецкие профессора отличаются особой педантичностью при подготовке к конференциям с заданной темой. Их выступления всегда точно соответствуют заявленной тематике, и подобная конкретная определенность есть одно из конституирующих оснований смысловой направленности немецкой мысли в целом. Поэтому и речи их, за редким исключением, не обладают той живой непосредственностью потока сознания, которая часто встречается в России – они практически во всем объеме, от начала до конца, читаются по написанному. Так было и на это раз. Безусловно, такой способ передачи содержания имеет и свой большой плюс в виде ясности и четкости изложения, но все же на определенном этапе лично я почувствовал некоторое утомления от устного восприятия материала, созданного в письменной форме.

Работа конференции включала вступительные и заключительные выступления соответственно проф. Э.Орта(«От субъекта к Личности. Пути Шелера и Плеснера») и проф. К. Рехберга(«Насколько работы Арнольда Гелена последовательно продолжают проект философской антропологии?») и была разделена на пять секций во главе со своим ведущим, «модератором». Первая секция называлась «Философские констелляции и основоположения». На ней выступили: проф. Дж. Маттуччи(«Положения Шелера и Плеснера о картезианстве»); Dc. Ферран(«Функция реалистической феноменологии Шелера и Плеснера»); PD.Dc. Е. Энгелен(«Что такое «эмоциональный человек» Шелера?»).

Вторая секция называлась «Философия жизненности и философская антропология». На ней выступили: проф. В. Хенкманн(«Развитие шелеровских антропологических взглядов»); проф. Х.Крюгер(«Понятие «духа» у Шелера и «эксцентричности» у Плеснера»); проф. М. Габель(«Антропологический принцип. Согласие Шелера с Плеснером»). Третья секция носила название «Интерсубъективность, социальная философия и социология». На ней выступили с докладами: Dc. М. Шлосбергер(«Общность и различие теории интерсубъективности Шелера и Плеснера»); проф. П. Линдеманн(«Проблема Другого. Родство социальных теории Шелера и Плеснера»); проф. К.Лихтблау(«Социальная философия и социология Шелера и Плеснера»). Четвертая секция носила название « Философия Духа и теория современности». На ней выступили: проф. У.Мелле(«Назад в будущее. Неопримитивистская антропология как ответ на кризис цивилизации»); HD DC. Х.Бермс(«Открытость миру и интеграция. Этическое значение антропологии»); Univ.-Doz. Dr.Х.Зепп(«Личность из Ничто. Шелер и Плеснер о эксцентричности»). Пятая секция имела название «Современные констелляции в свете философской антропологии». На ней выступили: Dc. Й. Фишер(«Философская антропология. Современный диагностический потенциал Шелера и Плеснера»); НD Dc. Т. Рольф(«Гиперрепрезентация. Феноменология времени как вызов философской антропологии»).

Также 1 июня состоялись заседания Max-Scheler-Gesellschaft и Helmuth-Plessner-Gesellsaft. Как член международного шелеровского общества я присутствовал на его заседании(на котором обсуждались текущие вопросы, но главное был выбран новый президент общества: вместо проф. Леонарди или стал проф. Э.Орт) и рассказал о развитии философской антропологии в России; организованном «Российском обществе Макса Шелера»; продолжающейся сейчас мной работе над изданием в 2008 году исследовательски-аналитического сборника статей международных и отечественных авторов о разных аспектах философии Макса Шелера; планирующейся на 16 ноября 2007 года секции «Философия и философская антропология Макса Шелера» внутри традиционных «Дней петербургской философии»; возможности совместных научно-исследовательских проектов и конференций и т.д. Хочется думать, что заложенные на этой встрече семена дадут свои всходы, полезные как для российских философов, так и для их европейских коллег.

 
« Пред.