Меню Содержимое
Манифестация Печать

Манифестация является одним из тех понятий поздней философии Шелера, которое определяет его метафизику и философскую антропологию. Его генезис уходит в понятие средневековой теологии и культуры Manifestation Dei, манифестации Бога, благодаря чему вся вселенная в качестве творения предстает символическим выражением иносказательного смысла, заложенного  в него божественной волей. Такое соседство вполне естественно, учитывая близость Шелера теономной антропологии и то серьезное влияние, которое оказали на него Августин и Франциск Ассизский. К этому нужно прибавить имеющий для Шелера фундаментальное значение иерархический принцип, который также отсылает к средневековому христианскому мировоззрению, в частности к Дионисию Ареопагиту. Именно задействование этого принципа помогает избежать (хотя, надо признаться, и не совсем) дуализма в рассмотрении отношений между двумя онтологическими первоначалами, Духом и Жизнью, благодаря чему последняя(в качестве «жизненного порыва») понимается в «Положении человека в Космосе» как «частная манифестация» Духа.   Понятием манифестация Шелер стремится установить отношения иерархической соподчиненности и взаимосоотнесенности между двумя разнородными начала, равно, хотя и каждое по своему, необходимыми в его метафизике бытия. В философско-антропологической перспективе Шелер говорит о манифестации времени и истории в связи с вводимым им понятием становящегося Бога, что также отсылает к традициям средневековой немецкой мистики. В истории и времени посредством человека осуществляется развертывание Бога, но таким образом, что он не сводится полностью к имманентной длительности, оставаясь одновременно и над ней, и связанным с ней – такая амбивалентность и характеризует Дух, понимаемый немецким философом как «надвременный, но связанный со временем» (uberzeitlich, aber zeit-bezogen). Для этого Шелер вводит даже понятие «абсолютного времени». Таким образом, человек выступает связующим посредником между Духом и Жизнью в процессе развертывания становящегося Бога, осуществляющегося в нем, но к нему не сводящемуся, что делает самого человека манифестатором Бога и фундаментом бытия. 

Дорофеев Д.Ю.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в. 

 
« Пред.   След. »