Меню Содержимое
Суверенность Печать

Суверенность выступает ключевым понятием философско-антропологического проекта Шелера. Достаточно сказать, что основой его последней завершенной работы, «Положение человека в Космосе», явился доклад, прочитанный в апреле 1927 года в основанной Кайзерлингом «Школе мудрости» в Дармштадте под названием «Особое положение человека». Высказав намерение представить философскую антропологию «первой философией», Шелер неизбежно столкнулся с задачей обоснования суверенного положения человека внутри структуры биопсихического  мира. Для этого он в самом начале выстраивает иерархическую лестницу со ступенями психических сил и способностей, начиная с растения и кончая высокоразвитыми животными, показывая, что все формы этой лестницы так или иначе определены жизненным порывом. И только человек, неся в себе приобщенность жизненному порыву, является тем не менее, по выражению Шелера, «аскетом жизни», «вечным протестантом», т.е. тем, кто может сказать жизни «нет» благодаря своей исключительной причастности другому основополагающим атрибуту и первопринципу бытия – Духу. При этом Шелер отличает суверенность Духа как от антропоцентричного суверенитета интеллекта, отцом которого он признает Декарта, так и от суверенности сверхчеловека Ницше, определяемого положением о «смерти Бога».  На смену разобранным в очерке «Человек и история» пяти основным идеям человека, Шелер предлагает свое понимание человека как суверенной личности, которая являет собой, как говорится об этом уже в очерке «Философское мировоззрение», «уникальную индивидуальную  самоконцентрацию единого бесконечного духа». Именно непосредственная вовлеченность и укорененность человека в Дух, соучастие и со-ратничество в становлении Бога, способность идеировать, или сублимировать, слепую жизненную силу делает человека суверенным.

 

Дорофеев Д.Ю.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект № 08-03-12-137в. 

 
« Пред.   След. »