Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Муздыбаев Куанышбек. Понимание другого человека
Муздыбаев Куанышбек. Понимание другого человека Печать

Муздыбаев Куанышбек.

(ведущий сотрудник социологического института РАН в Москве).

 

Понимание другого человека.

 

           Дефиниция «Другого» непосредственно связана с определением индивидом своего «Я». Термином «Я» обозначают осознание индивидом себя, как принадлежащего к некоторой категории людей посредством социальной идентификации. Другой же – это не «Я», а тот, который отличается от меня или противоположен мне. Человек осознает свои социальные роли именно по отношению к другому, с которым он сосуществует.

          Понятие «Другой» является многозначным понятием, используемым для разграничения социальной, национальной, культурной и др. форм идентичности. В то же время понятие «Другой» является и относительным понятием, обозначающим разный экзистенциальный статус существования другого человека в зависимости от характера взаимоотношений между людьми. Ибо именно непохожесть, инаковость «Другого» является условием его существования и во многом определяет качество его бытия.

Исследование разных форм проявления другого в литературе позволяет выделить следующие его виды: 1) другой как Я сам; 2) другой – не такой как Я сам; 3) Я есть некто другой; 4) Я – другой, не такой как все; и 5) другой как проект будущего Я.

Доминирующая форма проявления другого – это его похожесть, тождественность, одинаковость. Можно сказать: «другой – такой же, как Я сам». Декларируя идентичность индивида с другим человеком, предполагают симметричность, равноправность взаимоотношений между ними. При этом в восприятии индивидом другого присутствуют не только элементы близости, но также моменты солидарности, родственность экзистенциального статуса, похожесть условий существования.

Совсем противоположное экзистенциальное значение имеет восприятие другого не таким как я сам («другой – не такой как Я сам».). Другой предстает перед нами как чужой, отдаленный, не совсем понятный и быть может чем-то угрожающий нашему существованию. Об идентичности и взаимности даже речи нет. Больше того, бинарность отношений – я и другой, одинаковый и непохожий – порой используется для стигматизации или осуждения другого или ради лишения другого доступа к разнообразным жизненным ресурсам.

Вследствие сильного социального давления, требующего от индивида покорности, подчинения или приспособления человек теряет самостоятельность в решении жизненных дилемм. Он вынужден вести жизнь неаутентичную, неискреннюю и не в соответствии с собственными убеждениями и ценностями. В итоге “конформист” живет не своей жизнью, а жизнью разрешенной, принужденной («Я есть некто другой»).

Хотя социальная тождественность важна, как признак принадлежности личности к определенной социальной группе, не менее ценно для многих быть непохожим на всех и во всем. Больше того, существует стремление у некоторых показать свою уникальность, сохранить свою особость, неповторимость в чем-то («Я – другой, не такой как все»).

          Неудовлетворенность нынешним положением и стремление стать другим, чтобы осуществить свою мечту, побуждает многих строить краткосрочные и долгосрочные личные проекты. Ибо важным источником смысла индивидуального бытия являются личные стремления – попытаться достичь чего-то в жизни, независимо от того, что в итоге получилось («другой как проект будущего Я»).

 

 
« Пред.   След. »