Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Кучеренко А.В. Личностное общение человека и Бога в философии М. Шелера
Кучеренко А.В. Личностное общение человека и Бога в философии М. Шелера Печать

Кучеренко А.В. (Курский филиал Орловского юридического института МВД России)

 

Личностное общение человека и Бога в философии М. Шелера

 

Этика М. Шелера имеет в качестве своего основания религиозное мировоззрение. Определив источником блага в мире божественную волю, следует принять любовь Бога к добру, истине и красоте, присутствующих в мире, за общую причину их существования, объявив любовь субстанцией мира. Поэтому  главным чувством в человеке должно быть тоже определено чувство (как субстанция) любви (порождающее чувство ненависти к недостойному любви), благодаря которому определяется вся система жизненных ценностей человека. Соответственно, исходя из принятия чувства любви за субстанцию (существующую в нас априорно, поскольку она растворена повсюду в божественном творении), М. Шелером решается проблема соотношения чувства и разума с определением превосходства чувства над разумом. Чувство определяет направление для рассудочной  деятельности, используя его лишь как средство, а дело рассудка подчиняться указанию чувства любви. Материальная этика ценностей нуждается в априоризме, выходит на него в своём последовательном и естественном внутреннем саморазвитии.  Приведение этических ценностей в систему предполагает их детерминированность согласно общим признакам при неизбежном придании статуса высшей ценности одной из них, что невольно приводит нас к кантовской регулятивной идее чистого разума. Феноменология раскрепощает философский поиск содержательной части при расширенном толковании этических ценностей, не привязывая их к заранее заданным определениям в уже имеющихся философских системах,  и в этом видится её несомненное достоинство. М. Шелер, по наблюдению Н. Гартмана, ищет дополнительные возможности для доказательства существования Бога,  исходя из изначально общей идеи его наличия в мире, считая абсурдным представление  мира без Бога. Корреляция между человеческой личностью и миром, по М. Шелеру, уже предопределена наличием того и другого, но им не хватает единства, полноты и гармонии в отношениях, что выражается в потерянности отдельной личности в мире, её неустроенности в нём, постоянной борьбе за выживание в области непредсказуемого.  Личность должна органично входить в «макрокосм», составляя с ним нерасторжимое духовное целое.  При  проникновении в сущность мира требуется слиться с ним, сделав его более понятным и предсказуемым. Отдельная личность несопоставима с макрокосмосом,  теряясь в его вечности и бесконечности, поэтому, полагает М. Шелер, между отдельной личностью и миром следует расположить сверхличность, выступающую посредником между растерявшейся отдельной  личностью и бездонным миром, одновременно выступая его противовесом, держащим под контролем всё своё грандиозное создание, не всегда милостивое к человеку.  Вера в сверхличность, её всемогущество в мире в сочетании с возможностью общения с ней на равных, личностных началах при поиске для себя покровительства с её стороны, обеспечивает логически оправданный  искомый  момент единства отдельной личности с миром.

 

 
« Пред.   След. »