Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Дорофеев Д.Ю. Суверенность и спонтанность в философской антропологии Макса Шелера
Дорофеев Д.Ю. Суверенность и спонтанность в философской антропологии Макса Шелера Печать

Дорофеев Д.Ю. Суверенность и спонтанность в философской антропологии Макса Шелера[1]

 

Макс Шелер(1874-1928) является признанным родоночальником философской антропологии в 20 веке. Поэтому естественно обратиться к тому, как им понимались проблемы человеческой суверенности и спонтанности – понятий, которые, по нашему мнению, являются основополагающими для развития современной философской антропологии, но еще в полной мере не получили признания своего философского потенциала.

Суверенность выступает ключевым понятием философско-антропологического проекта Шелера. Достаточно сказать, что основой его последней завершенной работы, «Положение человека в Космосе», явился доклад, прочитанный в апреле 1927 года в основанной Кайзерлингом «Школе мудрости» в Дармштадте под названием «Особое положение человека». Высказав намерение представить философскую антропологию «первой философией», Шелер неизбежно столкнулся с задачей обоснования суверенного положения человека внутри структуры биопсихического мира. Для этого он в самом начале выстраивает иерархическую лестницу со ступенями психических сил и способностей, начиная с растения и кончая высокоразвитыми животными, показывая, что все формы этой лестницы так или иначе определены жизненным порывом. И только человек, неся в себе приобщенность жизненному порыву, является тем не менее, по выражению Шелера, «аскетом жизни», «вечным протестантом», т.е. тем, кто может сказать жизни «нет» благодаря своей исключительной причастности другому основополагающим атрибуту и первопринципу бытия – Духу. При этом Шелер отличает суверенность Духа как от антропоцентричного суверенитета интеллекта, отцом которого он признает Декарта, так и от суверенности сверхчеловека Ницше, определяемого положением о «смерти Бога». На смену разобранным в очерке «Человек и история» пяти основным идеям человека, Шелер предлагает свое понимание человека как суверенной личности, которая являет собой, как говорится об этом уже в очерке «Философское мировоззрение», «уникальную индивидуальную самоконцентрацию единого бесконечного духа». Именно непосредственная вовлеченность и укорененность человека в Дух, соучастие и со-ратничество в становлении Бога, способность идеировать, или сублимировать, слепую жизненную силу делает человека суверенным.

Спонтанность рассматривается Шелером прежде всего при рассмотрении ступеней строения биопсихического мира в начале первой части «Положения человека в космосе». Это объясняет биологическое понимание спонтанности как характеризующее определенный жизненный уровень непроизвольное проявление собственной природы. Спонтанность здесь предстает исключительно как  способность к непроизвольному осуществлению жизненного порыва. Так, спонтанный жизненный порыв растений ограничивается лишь бессознательным стремлением к росту и размножению, тогда как у животных спонтанность осуществляется при поиске и выборе пищи, перемещении, оплодотворении, самосохранении и т.д. В этом смысле употребление понятие спонтанности у Шелера очень близко значению понятий жизненного влечения и инстинкта(Trieb, Instinkt). «Спонтанное движение»(spontanen Bewungen) предстает формой первичной жизненной активности самополагания, которая, наталкиваясь на сопротивление со стороны окружающего мира, дает начало сознанию как первичного и примитивного re-flexio ощущения.

Следует признать, что из-за такого несколько одностороннего и схематичного понимания спонтанности, определяемого проблемами биологии и философии жизни, Шелер не смог задействовать имеющейся потенциал этого понятия для развертывания метафизических и философско-антропологических перспектив, предполагающих более полное и фундаментальное развертывания значения спонтанной непроизвольности, активности, самополагания и свободы.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках развития проекта по созданию информационной системы «Макс Шелер и Россия», проект №08-03-12-137в.

 

 
« Пред.   След. »