Меню Содержимое
Главная arrow Тезисы arrow Кускова С.М. Религиозные основания философской антропологии
Кускова С.М. Религиозные основания философской антропологии Печать

Кускова С.М.

Религиозные основания философской антропологии

 

Религиозное сознание направлено на идеальную ценность, которая может быть познана не психологическими, а априорными методами. Внутреннее содержание и формальная структура религиозного объекта не зависят от психологических особенностей людей, исторических и социальных условий.  Антропология Шелера  выявляет структуру целей личности, объективную иерархию норм, к которым восходит каждый поступок в отличие от фактических оценок и диктуемых внешними причинами поступков, совершаемых индивидом в данном месте в данное время. Необходимый характер нормативного порядка объясняется не его принудительностью, установлением воли Бога, а объективным существованием формальных связей между нормами и ценностями, которые не могут быть установлены или отменены никакой волей.

 Судьба человека независимо от его воли и сознательных решений определяется заданными условиями окружающего мира и заданными наборами реакции психики на воспроизводимые ситуации.

Индивидуальное предназначение - объективный смысл существования личности. Судьба есть характеристика живого существа, а предназначение — у разумного. Оно априорно и связано с религиозным долгом и сознанием личности, определяет её порядок любви.  Любовь предшествует познанию и волению. Формальные правила акта любви — предмет не позитивной психологии, а чистой науки об идеальных структурах,  априорной для теологии как строгой науки, и для эйдетической антропологии.

 Объективный мир ценностей  - частично упорядоченное бесконечное множество идеальных сущностей. Разные его подмножества соответствуют типам фактических этосов. Варьируя ограничения на отношение порядка, получим ряд структур, сопоставленных той или иной иерархии ценностей, свойственной какому-то (фактически осуществлённому или возможному) религиозному этосу.  Подлинные религии отличаются от ложных тем, что обязательно имеют идеальную модель на множестве «решёток». Из эмпирически данной религии выделяется ценностное ядро и устанавливается, будет ли оно отображаться на какую-нибудь заданную структуру. Как принято в алгебре, отдельный фактический порядок предпочтений, выполняемых данной личностью, рассматривается не в его уникальности, а как произвольный представитель целого класса возможных реализаций данного ценностного порядка. Шелер подчёркивает, что религиозное и  антропологическое познание сущностной структуры хотя и имеет дело с  фактическим действительным миром, но направлено и схватывает формальные свойства также всякого возможного мира.  

Область чувств, предпочтений и отвержений Шелер не считает тёмной, хаотичной стороной духа, а подчиняет логике сердца, законы которых -  предметные связи данные в особом интеллектуальном созерцании. Для их описания  недостаточно одних лишь логических средств, нужна утверждения синтетическими a priori. Шелер включает любовь и ценностный выбор в рациональный дискурс наряду с алгебраическими и арифметическими объектами. 

Смущение порядка любви в фактическом этосе отдельного субъекта Шелер объясняет интеллектуальными ошибками в познании статуса ценности. Это и самовольная перестановка элементов (человек считает полезное ценнее доброго, тогда как по истине всё наоборот), и отождествление максимально доступной человеку ценности с объективно верховной (объявление богатства или государства идеей превыше всего, и вообще сотворение кумира), и подмена вертикальных отношений ценностей горизонтальными (частая смена равнодостойных «любимых» предметов, носителей одной и той же ценности). К сущности акта любви относится только один путь от любимого предмета наверх. Горизонтальные же пути к несравнимым элементам в логической структуре царства ценностей отсутствуют, поэтому они для  любви неконститутивные.  Сознание само увлекается ввысь к более высокой ценности. Точно так же оно движется по путям дедуктивного рассуждения. Порядок любви есть рациональный порядок, принуждающий сознание из этой точки переходить к вышестоящей тем же способом, каким оно принуждается логикой к правильному выводу. Истина о божественном порядке любви, заданном на множестве ценностей,   фундирует эмпирическую науку о религии, так же, как и науки о человеке.

Шелер поднимает проблему: зависит ли религия от антропологии или наоборот?

В трансцендентальном плане способности субъекта и их границы задают  все типы религиозного отношения и сознания, доступного человеку. То есть формальные свойства религий, главным образом их ценностных сущностей, зависят от внутренней организации и правил операций трансцендентального субъекта.

С другой стороны, религиозные акты сознания сообразуются с объективными  связями идеальных значений, принудительная сила которых не меньше, чем диктат логических отношений для ума. В предметном плане феноменологического рассмотрения  формальной структуре религиозного предмета предшествует только акт любви, или акт «заинтересованности в чём-либо». Но это не познавательный и не волевой акт, как доказал Шелер.  Значит, от категориального строя субъекта форма и содержание религиозного сознания не зависит.

 

Религиозного основания у философской антропологии нет, как нет и антропологического основания религии. Между постижением Бога и постижением человека есть корреляция, устанавливаемая средствами чистого учения о ценностях, априорном для теологии и антропологии — двух ветвей знания, вырастающих из одного корня.

Взаимопроникновение человеческого сознания и объективного божественного порядка ценностей осуществляется в акте любви, включающем понимание смысла любимого предмета и направление его к его совершенству. Это не произвольное приписывание смысла, желанного для эмпирического человека,  а обнаружение объективного смысла данного упорядоченного фрагмента мира ценностей. Смысл сопоставляется не индивидуальной жизни человека, описываемой тремя группами параметров (внешние обстоятельства, психические предрасположенности, порядок любви), а только идеальному должному порядку любви данного субъекта.

Индивидуальное предназначение - приведение фактического этоса в соответствие должному порядку любви, его восстановление от смущения, вызванного внешними силами. Это и есть участие данного человека в деле спасения мира. Личный фрагмент мира ценностей надо проявить во внешнем историческом мире. Именно таким способом человек «действует в Боге» или познание божественного предшествует познанию человека.

 

Литература

Макс Шелер. Избранные произведения. М. Гнозис, 1994.

 

 
« Пред.   След. »